Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
№ |
Наименование составляющих |
Оборудование |
Назначение |
Площадь |
1. Блок «Специальные и групповые помещения» |
||||
1.1 |
Групповая комната «Аленький цветочек» |
В группе созданы «Уголки деятельности детей по интересам» (уголки творчества, экспериментирования, уединения, игровые, книжные, спортивные и т.д.). |
Организация жизнедеятельности детей в течение всего пребывания в детском саду: проведение НОД, организация игр, свободная детская деятельность, закаливание. |
44 |
1.2 |
Музыкальный зал |
Пианино, музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, караоке. |
Музыкальные занятия, праздники, развлечения. |
72 |
1.3 |
Медицинский кабинет (процедурный кабинет, изолятор) |
Шкаф для медикаментов, шприцов, емкости для обработки инструментов, бактерицидная лампа, термоконтейнеры. |
Оказание первой медицинской помощи; осмотр детей, прививки, изоляция больных детей. |
|
1.4 |
Кабинет ПДД |
Макеты улиц, транспорта, зданий. Дорожные знаки, полицейский жезл, форма полицейского, рули, накидки, светофор, «пешеходные переходы». Плакаты по правилам дорожного движения, дидактические и игровые материалы. |
Ознакомление с правилами дорожного движения и правилами пожарной безопасности. Формирование навыков безопасности, правильного поведения при чрезвычайных ситуациях. |
11 |
1.5 |
Комната релаксации и сенсорная |
Фонтаны света из светодиодных шнуров, сухой бассейн, мягкие модули, диван, массажные мелкие предметы, пособия Монтессори, пирамидки, матрешки, мелкий конструктор. |
Помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления восстановления душевного равновесия, укрепления нервной системы |
|
1.6 |
Комната оккупациональной терапии |
В рамках Проекта «Советский район - территория равных возможностей» с 2019 года в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» реализуется программа «Большой дом» по формированию родительских компетенций в сфере социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках технологии оккупациональной терапии. |
Цель - формирование и развитие бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей-инвалидов и детей с ОВЗ совместно с родителями воспитанников, посредством освоения оккупациональных действий в условиях детского сада. |
|
1.7 |
Кабинет учителя-логопеда |
Стол и зеркало для индивидуальной работы с детьми. Столы для подгрупповых занятий. |
Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений. |
16.64 |
1.8 |
Кабинет педагога-психолога |
Методические пособия по развитию психических процессов (памяти, внимания и т.д.). |
Индивидуальные занятия с детьми (в том числе по снятию психического напряжения). |
15.8 |
1.9 |
Физиокабинет |
Небулайзер, амплипульс, тубус-кварц, ингалятор, кушетки, столы, стулья, шкафы для хранения приспособлений и медикаментов. |
Физиопроцедуры, профилактика заболеваний и оздоровление детей. |
|
1.10 |
Фитобар |
Оборудование для приготовления кислородного коктейля, фито чая. Столы, диванчики, барная стойка. |
Оздоровление детей. |
20.55 |
1.11 |
Соляная комната |
Электрический прибор бытового назначения для поддержания и регулировки микроклимата в помещениях «Галоэффект», |
Сохранение и укрепление здоровья детей способом галотерапии через комплекс игровых занятий. |
|
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. |
||||
1.12 |
Бассейн |
Оборудование и инвентарь для обучения плаванию. |
Подгрупповые занятия. Оздоровление детей. |
242.55 |
1.13 |
Физкультурный зал «Здравик» |
Детские тренажеры. Шведские стенки. |
Групповые, малая группа и индивидуальные физкультурные занятия, физкультурные праздники, спортивные развлечения, проведение Недели здоровья, губернаторских состязаний и пр. |
80.95 |
2. Блок «Информационно-методическое, психолого-педагогическое обеспечение, сопровождение» |
||||
2.1 |
Информационно-методический центр |
Методическая литература по всем разделам программы. |
Создание условий для творческой, профессиональной подготовки педагогов и воспитателей к реализации педагогической деятельности. |
41.49 |
2.2 |
Кабинет социального педагога |
Шкаф для документации и пособий. Стол, стул, кресло, журнальный стол. Компьютер, принтер. Подборка консультаций для родителей, видеоматериалы для детей и родителей, игровые пособия. |
Консультативно – просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ. Работа с документацией. |
12.5 |
Объекты для проведения практических занятий
№ | Наименование составляющих | Оборудование | Назначение | Площадь м.кв. |
3.1 |
Детская изостудия |
Столы, стулья, мольберты. |
Организация индивидуальных занятий по рисованию. Обучение детей дошкольного возраста технике нетрадиционного рисования. |
37 |
3.2 |
Картинная галерея |
Картины местных художников. Репродукции картин известных художников. |
Создание условий для художественно-эстетического развития. Экскурсии в галерею. |
|
3.3 |
Музей краеведения |
Материалы по изучению особенностей Югры. |
Создание условий для ознакомления с региональными особенностями, организация НОД, познавательных мероприятий. |
18.5 |
3.4 |
Музей боевой славы «Во имя жизни» |
Макет поля боя с боевой техникой, фигурками бойцов, с возможностью моделирования боевых действий. Витрина с экспонатами военных атрибутов (каска, пули, гранаты, котелок, ложка, солдатская форма и др.) Фотоальбомы, подборка литературы по теме. |
Создание условий для патриотического воспитания. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
22 |
3.5 |
Музей «Русская горница» |
Макет русской горницы, наполненный атрибутами (печь, стол, лавки, сундук, кровать и др). Декоративные изделия, подборка фотоматериалов, литературы. |
Создание условий для патриотического воспитания. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
17.98 |
3.6 |
Прогулочная площадка |
Веранда, теневой навес, столы для питьевого режима и игровой деятельности, скамейки, игровое и спортивное оборудование, песочницы, игрушки и др. |
Организация прогулки, наблюдений. Игровая и познавательная деятельность. Обеспечение двигательной активности. |
|
3.7 |
Разнообразные площадки |
Спортивная площадка с оборудованием для лазания, подрезания, прыжков в длину и высоту, равновесия, игр в волейбол, футбол, баскетбол. |
Организация жизнедеятельности детей в течение всего пребывания в детском саду: проведение НОД, организация игр, свободная детская деятельность, организация праздников тематических мероприятий, узкоспециализированных занятий. Создание условий для общения по интересам. |
|
3.8 |
Огород, теплица, цветочные клумбы. |
Культурные растения (помидоры, огурцы, редиска, лук и др), декоративные растения (кустарники, цветы) |
Создание условий для познавательного развития и трудового воспитания. |
|
3.9 |
Музей «Под знаком рыб» |
Витрины с муляжами рыб местных водоемов, аквариумы с рыбками. |
Создание условий для познавательного развития воспитанников и расширения знаний об обитателях местных водоемов. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
18 |
3.10 |
Музей «Мир космоса» |
Макет солнечной системы не стене, макет космической ракеты «Союз», небесные созвездия, сюжетная композиция космического пространства на стене. |
Создание условий для познавательного развития воспитанников и расширения их представлений о мире космоса. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
15 |
3.11 |
Музей камней «Малахитовая шкатулка» |
Витрины с образцами камней, «Хозяйка музея камней», макет горы, разнообразные камушки для манипулирования. |
Создание условий для познавательного развития воспитанников и ознакомления с разнообразием и свойствами натуральных камней. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
5 |
3.12 |
Музей птиц |
Сюжетная композиция на стене с изображением природы родного края, птиц, живущих в данной местности, гнезда различных птиц, муляжи и картинки пернатых обитателей тайги. |
Создание условий для познавательного развития воспитанников и расширения знаний о пернатых представителях местных лесов и водоемов. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
7 |
3.13 |
Кабинет экологического воспитания и зоологический уголок. |
Аквариумы с рыбками, террариумы с черепахами, клетки с птицами, хомячками, морскими свинками и ежиком. Разнообразные растения, природный материал. Предметы ухода за животными и растениями. Пособия и дидактические материалы по ознакомлению с миром природы. Настенные панно, дидактические игры, альбомы, плакаты, видеоматериалы, подборка презентаций. |
Создание условий для познавательного развития воспитанников и расширения знаний о животном и растительном мире родного края. Привитие любви к животным, живущим в зооуголке, проявление заботы о них и приобретение навыков ухода за ними. Проведение НОД, познавательных мероприятий. |
60 |
3.14 |
Метеоплощадка |
Метеоплощадка представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции, состоящей из обучающих элементов: флюгера, метеобудки, солнечных часов и других интересных приспособлений. Территория метеостанции имеет ограждение по всему периметру. |
Уникальность метеоплощадки заключается в том, что в игровой форме дети получают азы культурного общения с окружающим миром, вовлекаются в процесс непосредственного общения с природными явлениями. Эта методика обучения расширяет кругозор ребенка и формирует бережное отношение к природе, знакомит малышей с культурой края. |
30 |
3.15 |
Музей под открытым небом «Мансийская деревня» |
В музее собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры, дающие представление о жилищах, промыслах, обычаях и традициях коренного населения нашего региона. Имеется точная копия чума, лабаз для хранения; хлебная печь «Нянь кор»; станок для плетения циновок из рогоза, камыша; навес для хранения передвижных средств и ловушек; лодка «облас» с веслом; нарты. |
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям обско-угорского народа. |
|
3.16 |
Комната экологии «Свой край – люби и знай» |
Комната экологии условно разделена на зоны: «Краеведение», «Комнатные растения», «Живой уголок», «Коллекции», «Мини-Музей», «Мини-лаборатория», «Мини- огород». Имеется настенное панно с изображением птиц, зверей, рыб нашего региона, растений и жилища народов ханты. В мини-музеи собраны поделки, сделанные своими руками на тему «Быт народов ханты и манси»: это глиняные игрушки, вышивка, изделия из бересты, украшения из бисера и фетра. |
Обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ для формирования у детей основ экологической культуры. Панно предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями ХМАО-Югры: птицы и животные нашего края, рыбы и растительность, местный житель и его жилище, промысел. |
16 |
Библиотека
В МАДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждом групповом помещении выделено место под библиотеку с детской художественной и познавательной литературой в соответствии с их возрастными особенностями.
Спортивные объекты
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудованы физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» для работы с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ
- Печатные средства – представляют собой разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы.
- Электронные образовательные ресурсы – представлены образовательными мультимедийными учебниками, энциклопедиями, презентациями.
- Аудиовизуальные обучающие средства – включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды.
- Наглядные плоскостные средства обучения – это различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации.
- Демонстрационные обучающие средства – представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды.
- Разнообразные учебные приборы, такие как барометр, компас, пробирки, термометр, колбы.
- Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды).
Средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Дошкольное образовательное учреждение оборудовано в соответствии с требованиями государственной программы Доступная среда.
На всей прилегающей территории обеспечено беспрепятственное и безопасное передвижение всем категориям граждан. Вход в здание оборудован пандусом, на дверях имеется яркая маркировка с предупредительным знаком «Осторожно» (желтый круг), дверные проемы расширены, на дверях – электронные замки.
Здание детского сада панельное, двух этажное, архитектурная планировка обеспечивает четыре отдельных входа в ДОУ, один из входов оборудован пандусом. Детский сад размещен в зоне жилых домов, за пределами зон предприятий.
Конструктивные особенности зданий МАДОУ д/с «Ромашка» не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется посредством вызова персонала для оказания им помощи.
Для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания МАДОУ д/с «Ромашка» созданы условия:
• контрастная маркировка входных дверей;
• информационные указатели для инвалидов;
• пандус с поручнями;
• кнопка вызова;
• знак «Стоянка для инвалидов».
Лестничные проемы оборудованы перилами и разноуровневыми непрерывными поручнями, нижняя и верхняя ступень каждого пролета выделены желтой лентой, на перилах имеются тактильные наклейки для маркировки этажей. Для ориентирования в пределах детского сада в коридорах используются ориентиры контрастного цвета, дублированные шрифтом Брайля (обозначены кабинеты, залы, направления к выходу).
На первом этаже располагается 6 возрастных групп, на втором 7 групп. В каждой возрастной группе имеются пожарные выходы. В здании оборудована пожарная сигнализация, имеется прямой выход (телефон) в пожарную часть, кнопка экстренного вызова вневедомственной охраны, здание оборудовано системой центрального отопления, вентиляцией. Все помещения имеют естественное освещение, обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к искусственному и естественному освещению. Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками.
Здание детского сада оборудовано системой хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями. Территория ограждена металлическим забором, озеленена, имеет искусственное освещение. На территории образовательного учреждения выделены зоны: игровые площадки для детей, спортивная площадка, огород, теплица, разбиты цветники, хозяйственная зона. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственное помещение столовой и имеет самостоятельный въезд с улицы. Въезды и входы на территорию, проезды асфальтированы, дорожки выложены плиткой.
Специальные условия питания
В МАДОУ "Детский сад "Ромашка" организовано 5-ти разовое питание детей:
- завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин.
Питание организовано на основе требований СанПин, сбалансированного 20-ти дневного меню, разработанного Тюменским институтом питания.
Организация питания в детском саду соответствует возрастным нормам, отвечает требованиям к питанию детей дошкольного возраста. Пищевые продукты в ДОУ поступают с сопроводительными документами, подтверждающими их качество и безопасность, хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности. Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием.
Руководитель ДОУ, медицинский персонал, родительский комитет, специально создаваемые комиссии регулярно осуществляют контроль технологического процесса приготовления пищи, условий хранения продуктов, качества готовых блюд, их разнообразия.
В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечающий требованиям СанПиН.
Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в детском саду.
Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года и двигательной активности ребенка.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется
- ул. Трассовиков 10 б – медицинская сестра Мансурова Ирина Анатольевна
- ул. Октябрьская 26,26/1 – медицинская сестра Мансурова Ирина Анатольевна
- ул. Молодежная 35 – медицинская сестра Комарова Лариса Николаевна
- филиал МАДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Зеленоборск – медицинская сестра Бытова Екатерина Александровна
- Врач-педиатр Чередникова Вероника Петровна, которая работает в детском саду и осуществляет контроль за здоровьем детей оздоровительной группы, дает направления к врачам узких специальностей.
- врач-педиатр Чабанова Светлана Владимировна филиал МАДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Зеленоборск (понедельник, четверг).
Медицинский блок состоит из: медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
В оборудованном физиокабинете медицинским работником планомерно проводится профилактическая работа по оздоровлению детей, в том числе воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов.
С 2021 года в учреждении открылся стоматологический кабинет, соляная комната
Для занятий с детьми (в том числе с инвалидами и воспитанниками с ОВЗ) и для профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата имеются специальные массажеры, балансировочная дорожка, батут, гимнастические мячи, детские тренажеры, спортивные модули и другие физкультурные пособия.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил. Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В Учреждении имеются спортивные залы, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.
Согласно СанПиН разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
- составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Доступ к информационным системам
В МАДОУ "Детский сад "Ромашка", благодаря технологии беспроводного соединения WiFi, имеется доступ к сети Интернет абсолютно во всех помещениях здания.
Воспитанники не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 11 шт.
Разработан и действует сайт МАДОУ "Детский сад Ромашка" https://ds-romashka-sov.gosuslugi.ru. Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Кабинеты учителей- логопедов содержат:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного оснащения
- комплект зондов для постановки звуков
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук
- магнитофоны в каждой возрастной группе.
дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В детском саду созданы материально-технические условия для всестороннего развития детей: имеются речевые дидактические развивающие игры в группах, необходимый для занятий учебно-дидактический материал, систематизированный по разделам. Материально-технические условия обеспечивают высокий уровень развития детей в художественно-творческих видах деятельности. В каждой групповой комнате имеется центры ИЗО, театрализованных игр, центры экспериментирования.
В группах имеются разнообразные виды конструкторов (пластмассовые, «лего», деревянные напольные), схемы, чертежи, разнообразные наборы театров, современных развивающих игр, энциклопедическая и детская художественная литература, игровые комплексы («столовая», «заправка»,гараж, парикмахерская, больница, магазин, «мастерская»). Весь игровой материал доступен для детей, эстетично оформлен.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ д/с «Ромашкаа» отсутствуют